И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.

Исходя из оценки проблем, которые испытывают дети с трудностями в обучении в рамках учебной деятельности, можно выделить две группы взаимосвязанных задач коррекционно-педагогической работы с ними:

• устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями психического развития этих детей;

•    восполнение пробелов предшествующего обучения.

Решение указанных задач осуществляется в процессе работы по направлениям  В.В. Гладкой:

1). Формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков.

2). Развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.).

3). Формирование базовых представлений и умений, которые нужны для усвоения программного материала.

Принципы, определяющие методику проведения коррекционно-развивающих занятий.

На основе анализа особенности развития детей с трудностями в обучении, обусловленной задержкой психического развития, выделены основные принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий с младшими школьниками этой категории.

Первая группа принципов – стратегические,  определяющие в целом стратегию (общий план) деятельности на коррекционном занятии.

1.    Создавать условия для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности.

2.     Осуществлять коррекционную работу на занятиях в зоне «ближайшего развития».

Особенностью коррекционного занятия является то, что оно предполагает формирование отсутствующих у детей или недостаточно сформированных умений. В этой связи имеют значение три следующих методических момента:

ü    Педагог подбирает такие задания, которые дети еще не умеют самостоятельно и уверенно успешно выполнять.

ü    Предусмотреть возможные варианты помощи, которую можно будет предлагать учащимся в случае затруднений разного характера при выполнении заданий.

ü    Помощь в случае затруднения предлагается постепенно, дозировано.

3.    Привлекать для формирования обобщенных умений разный по содержанию материал.

   Этот принцип основывается на представлении о планируемых результатах коррекционной работы — обобщенных умениях в той или иной области развития (умениях выделять существенные признаки, определять последовательность,  сравнивать, описывать, осуществлять планирование деятельности, ориентироваться на плоскости листа, в пространственно-временных отношениях и др.)  

4. Учитывать роль целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей.

(Неподвижный ребенок не обучается и не развивается!)

Вторая группа принципов – тактические, определяющие тактику работы над конкретным умением.

Ø    Учитывать последовательность развития школьно-значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения.

Ø    Реализовывать «принцип спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности.

Ø    Постепенно усложнять деятельность учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии.

Ø    Учитывать роль воображения в психической деятельности ребенка.

Ø    Стимулировать учащихся к оречевлению цели, программы и результата деятельности.

Ø    Опираться при формировании новых умений у детей на их личный жизненный опыт.

Ø    Организовывать неоднократное выполнение учащимися деятельности для достижения коррекционно-развивающего эффекта.

Коррекционная деятельность учителя–дефектолога реализуется именно в процессе работы с детьми над заданиями и заключается в формировании у них умений выполнять определенную деятельность.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас uodr
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.