И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг
Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Цель работы группы: успешная социализация детей с ОПФР, повышение качества их образования, а также уровня компетентности всех участников педагогического процесса за счёт внедрения комплексного психолого – педагогического сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•        предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
•     помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
•         коррекция эмоционально – волевой сферы;
•         психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
•        всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
•        утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
•        коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
•        рассмотрение конфликтных аспектов;
•        включение родителей в деятельность группы сопровождения;
•        повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
 
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
1.    Рекомендательный характер.
2.    Приоритет интересов сопровождаемого.
3.    Непрерывность сопровождения.
4.    Мультидисциплинарность.
Этапы сопровождения:
1.    Аналитический.
2.    Диагностический.
3.    Практический.
4.    Рефлексивный.
Факторы успешной работы группы:
•         необходимость тщательной диагностики;
•          необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
•          необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
•          необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
•          включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
•         сбор информации о ребёнке;
•         анализ полученной информации;
•         этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей специалистами; составление плана комплексной помощи для каждого  воспитанника;
•         консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;
•         выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
•         анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?);
•         дальнейший этап развития ребёнка (что делаем дальше?).
 
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
руководитель службы сопровождения:
перспективное планирование деятельности службы;
координация деятельности и взаимодействия специалистов;
контроль над организацией работы, анализ эффективности.
 
Учитель-дефектолог.
•         проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
•         осуществление образовательной работы;
•         осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
 
Учитель класса.
•         выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
•         учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
 
Воспитатель группы продленного дня.
•         определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
•         реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
 
Педагог-психолог:
•         психологическая диагностика;
•         психокоррекция;
•         психологическое консультирование;
•         разработка  рекомендаций другим специалистам.
 
Педагог социальный:
•         объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
•         изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
•         решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
 
Медицинский работник:
•         организация и контроль антропометрии;
•         разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
•         обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
•         ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
 
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
•         результаты познавательной сферы ребенка;
•         особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
•         особенности межличностных отношений ребенка;
•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
 
Педагог социальный.
•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
•         конфликтные аспекты в работе с семьей.
 
Учитель-дефектолог.
•         трудности в усвоении программы;
•         поведенческие особенности ребенка;
•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
•         особенности речевого развития ребенка;
•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
•         возможности коррекции и прогноз.
 
 Воспитатель.
•         навыки самообслуживания;
•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
 
 Учитель музыки.
•         способности к творческой деятельности;
•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.
 
 Учитель физической культуры.
•         активность на занятиях;
•         предпочтения в упражнениях;
•         понимание команд, координация движений.
 
Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:
 - определение целей и задач;
 - определение состава;
 - назначение руководителя;
 - определение направлений деятельности.
Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.
Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.
 
Планирование заседаний группы психолого-педагогического сопровождения.

Рассматриваемые вопросы

Форма проведения заседаний

Сроки

Ответственный

 

 

 

 

 Планирование работы группы психолого-педагогического сопровождения.

месяц

Направления работы

Коррекционно-развивающая работа

Консультационная деятельность

Диагностическая
работа

Коррекционно-
развивающая

Социа-
лизация

Психо-
коррекция

Работа
с педкадрами

Работа
с родителями

Учебно-
метод. база

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально психолого- педагогической службы.
Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования.

Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.

Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.                                                                   

В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него.  Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.

Задачи психологического сопровождения:

         предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

          помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

          коррекция эмоционально – волевой сферы;

         всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;

         утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

         коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

         рассмотрение конфликтных аспектов;

         включение родителей в деятельность группы сопровождения;

         повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

 

Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:

1.  систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

4.  систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;

5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, педагог социальный.

 

Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения ребенка с ОПФР.

Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

1.   установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

            2.  определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

3. подготовка необходимой документации :

психологическое представление на начало учебного года;

психологическое представление на конец учебного года;

карта углубленного психологического обследования;

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения с комплексной программой сопровождения (заполняется психологическая часть);

Другие рабочие документы по необходимости (коррекционные программы, диагностические материалы, результаты консультаций).

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у родителей, так и у специалистов по сопровождению.

Ориентировочный этап включает следующие задачи:

1. установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

2.  установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;

3. ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

4.  совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.

Этап планирования содержит в себе:

1.       создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

2.       утверждение этой программы со всеми специалистами, работающим с ребенком.

Составление программы сопровождения возможно только после тщательного  психолого-педагогического обследования ребенка.

Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:

1.   оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ОПФР для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;

2.  оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса;

3.   научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, дефектологами, логопедами, учителями, воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.

Деятельностный, самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.

При этом не может быть отдельной работы с ребенком,  и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.

Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.

Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.

  Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp    
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.