И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Расстройства аутического спектра – нарушение развития, симптомы которого проявляются в раннем возрасте (до 3 лет) и связаны с нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, также с ограниченностью и повторяемостью в структуре поведения, интересах или деятельности.

Поведенческие особенности лиц с РАС:

·        Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии.

·        Предпочтение одиночества.

·        Задержка или полное отсутствие разговорной речи.

·        Необычная мимика.

·        Ограниченность, повторяемость в структуре поведения.

·     Стереотипные и повторяющиеся моторные маневризмы (хлопки, размахивания, раскачивание, кручение на месте).

·        Эхолалии (повторяющие вокализации, слова, фразы, не направленные на партнера).

·        Повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек.

·        Сильная привязанность к предметам.

·        Трудности с переключением внимания.

·        Необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды: обнюхивание, тактильное обследование, зачарованность светом или движением.

·        Неадекватная реакция на боль или громкий звук.

·        Ограниченная сфера занятий и интересов.

Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с расстройствами аутического спектра

Под адаптивной образовательной средой понимают систему условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный план, сопровождение, технологии, методы, средства обучения и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемую в учреждении образования, в максимальной степени обеспечивающих возможности для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося.

С.Е.Гайдукевич выделяет группы средовых ресурсов:

1. Социально-психологические ресурсы, которые представлены совокупностью взаимоотношений субъектов, участвующих в образовательном процессе, их установки, мотивы, стиль, характер взаимодействия и др.

Поддержка педагогическим коллективом идеи инклюзии является основой эффективного обучения ребенка с РАС в условиях учреждения образования.

Значимой составляющей является специальная подготовка педагогического коллектива.

2. Организационно-смысловые ресурсы:

- нормативно-правовая база

- эффективные методы и приемы организации образовательного процесса

С недавнего времени в РБ стали открываться ресурсные классы – это определенные помещения в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получить специальную помощь от команды специалистов.

Ресурсный класс предоставляет ребенку с РАС возможности:

·        Пройти период индивидуальной подготовки к обучению в группе сверстников.

·        Получить возможность индивидуально дозированного и постепенного расширения образовательного пространства.

·        Отработать отдельные темы и навыки.

·        Получить коррекционно-развивающую помощь и поддержку.

Таким образом, ресурсный класс сочетает инклюзивное образование и индивидуальное обучение.

            - Адаптация образовательной программы для ребенка с РАС.

             - Определение режима нагрузки

             - Персональное сопровождение (тьюторство).

3. Пространственные ресурсы.

Это выделение функциональных зон с целью упорядочивания среды.

Основные функциональные зоны в учреждении образования: учебный класс, спальня, туалет, раздевалка, столовая, медпункт, спортзал, музыкальный зал и пр.

Также в учреждении могут быть предусмотрены:

- сенсорные комнаты

- релаксационный блок (мягкие покрытия стен и пола, маты, коврики, сухой бассейн)

- активационный блок (все оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные панели и др.)

- общеоздоровительный блок (мячи гимнастические и массажные)

- зоны уединения (для снятия напряжения и возбудимости)

Для повышения различимости функциональных зон могут использоваться визуальные опоры. Для сообщения информации о риске необходимо вводить специальные сигнальные опоры (красного цвета).

           4. Предметные ресурсы.       

- естественное освещение

- использование штор, жалюзи

- рабочее место подальше от окна

- нейтральный цвет стен (бежевый, кремовый)

- специальная мебель (стулья с сенсорными подушками, фитболы)

Для детей не говорящих используются альтернативные системы коммуникаций (карточки  PEGS), визуальные подсказки, визуальные опоры.

Структурирование времени (использование песочных часов, таблицы «Сначала – потом», система жетонов за выполнение задания, расписание, алгоритмы деятельности).

5. Учебное оборудование.

- подставки

- наклонные доски

- фиксаторы пальцев руки

6. Техническое оснащение.

 

Основные характеристики адаптированной к потребностям ребенка с СДВГ среды

1.     Позитивная среда, без негативного влияния.

2.     Среда должна быть максимально свободна от соблазнов и отвлекающих стимулов.

3.     Структурированная среда.

4.     Средовые рамки.

5.   Среда должна быть понятной и предсказуемой для ребенка, должна функционировать согласно четким правилам.

6.     Указательные знаки.

7.     Вспомогательная система наблюдения за временем.

8.     Важное – максимально интересное.

9.     Поощрение – замечание.

10.  Контроль со стороны.

11.  Свое собственное место.

12.Организация среды по принципу предвидения и опережения проблем.

Рекомендации для построения хороших взаимоотношений с ребенком с СДВГ

1.     Ежедневное личное приветствие ребенка.

2.     Использование возможностей общения.

3.     Невербальное выражение хорошего отношения.

4.     Внимательность, доброжелательность, поддержка.

5.    Внимание к успехам.

6.   Избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и т.д.

7.   Эмоциональное, интересное проведение занятий с привлечением детей, активное их участие  в занятиях, поощрение сотрудничества.

 

 

Демонстративность. Истероидный тип

Демонстративность - это очень часто встречающаяся личностная особенность.

В ее основе лежит повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Детям с высоким уровнем демонстративности свойственно театрализованное  поведение,  любовь  к  украшениям.  Для  привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил  поведения,  подчеркнуто  "идеальное"  поведение  и  даже  подчеркнутая  застенчивость,  когда  ребенок  как  бы  говорит:  "Посмотрите,  как  я  стесняюсь!". 

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации:  человек с высоким  уровнем  демонстративности  готов  затрачивать  большие усилия  на  ту  деятельность,  которая  приносит  ему  внимание  окружающих  и  успех.

Например,  подавляющее  большинство  отличников  -  это  дети  с  высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства.

Если  у  человека  нет  потребности  привлечь  внимание  окружающих  к  себе  и  к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Особо  высокий  уровень  демонстративности  приводит  к истероидной акцентуации (истероидному складу личности). Для этой акцентуации характерны и некоторые другие черты - в частности, высокая эмоциональная лабильность. Эмоциональная лабильность (эмотивность) - это склонность к частым колебаниям настроения,  кратковременность  и  неустойчивость  переживаний.  При  высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по мало значимому поводу и проходить без всякой видимой причины.

Для человека с истероидной акцентуацией в общении главным становится произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей). Для этого могут использоваться любые средства, включая и истерики, которые действительно часты у истероидных детей, хотя не являются обязательным симптомом истероидного склада личности.

Нередко  для  привлечения  к  себе  дополнительного  внимания  истероидные  дети "эксплуатируют" свои заболевания: подчеркнуто демонстрируют имеющиеся симптомы, ведут  себя  так,  как  будто  их  болезнь  значительно  более  тяжела,  чем  она  есть  в действительности  (аггравируют).  Это  относится  не  только  к  телесной  (соматической) симптоматике,  но  и  к  психической:  истероидный  ребенок  склонен  преувеличенно демонстрировать  свои  страхи,  утомляемость,  тревожность,  депрессию.  Эта  тенденция чревата  последующим  развитием  истерии,  при  которой  без  всяких  физиологических причин возникают  болезненные  симптомы,  служащие  для  истерика  средством  решения социальных и межличностных проблем.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Важно,    чтобы  родители  и  воспитателя понимали,    что  у  ребенка повышена  потребность  во  внимании  к  себе,  и  что  нужно  найти  формы,  в  которых  она могла  бы  успешно  удовлетворяться.  Необходимо  помнить  о  склонности  истероидного ребенка  к  аггравации  (подчеркиванию  симптомов  любого  имеющегося  у  него заболевания) и об опасности последующего развития по истерическому типу. Если по рассказу  родителей  складывается  впечатление,  что  ребенок  действительно  движется  в этом направлении, то нужно изложить общие принципы отношения к заболеваниям. Их суть  в  том,  что лечение  не  должно  быть  приятным. Должны  выполняться  все необходимые  лечебные  процедуры,  но  любые  развлечения  во  время  болезни  нужно предельно  ограничить,  чтобы  болезнь  ни  в  коем  случае  не  становилась  приятным времяпрепровождением. Напротив, когда ребенок здоров, надо стараться побольше с ним общаться и делать его жизнь как можно интереснее и насыщеннее событиями.

Негативное самопредъявление.  Его  главное  проявление  состоит  в  том,  что  ребенок  привлекает  к  себе внимание  окружающих  с  помощью  нарушения  социальных  норм.  Негативное  самопредъявление  складывается вследствие  невозможности  найти  другие  способы  удовлетворения  особо  высокой потребности во внимании к себе.

Это  позиция "ужасного  ребенка",  которого  окружающие  замечают  постольку,  поскольку  он  их раздражает  и  возмущает.  Взрослые своим  поведением  поддерживают  это  представление, чем  и  обеспечивается  реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь.

(ПРИМЕР) У ребенка очень  высок  уровень демонстративности (потребности во внимании к себе). Вместе с тем, он не обладает никакими  особыми  способностями  (или  почему-либо  не  имеет  возможности  их реализовать), у него нет серьезных достижений ни в одной области. Из-за этого он не может  удовлетворить  потребность во внимании  окружающих  с  помощью  социально принятых способов - например, став лучшим учеником в классе. Ему пришлось выбрать другой путь:  его демонстративность находит выражение в  сознательном  нарушении правил поведения.

Он давно обнаружил, что это - безотказное средство привлечь к себе внимание. Разумеется,  таким  способом  не  заслужишь  похвал,  однако  демонстративному  ребенку получать  внимание  даже  в  негативных  формах  намного  приятнее,  чем  ощущать  свою полную незаметность и неинтересность для окружающих.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основной  принцип    это  четкое  распределение,  регуляция  внимания  к  ребенку  по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное - замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не  пытается  привлечь  к  себе  внимание  хулиганскими выходками.  Если  же  начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то  ребенок  и  добивается.  Активно-эмоциональное  отношение  к  проделкам демонстративного  "негативиста"  -  это  фактически  не  наказание,  а  поощрение, подкрепляющее  асоциальные  способы  привлечения  взрослых.  Основной  способ  наказать  "негативиста"  за  его проделки  -  это  лишить  его  общения.  А  главная  награда  -  это  любящее,  открытое, доверительное  общение в те  минуты  (часы),  когда  ребенок  спокоен,  уравновешен  и делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Если  проступок  настолько  серьезен,  что  оставить  его  без  внимания  невозможно,  то наказание  должно  быть  предельно  безэмоциональным.  Например,  если  ребенок  хочет смотреть телевизор - выключить его, вынуть шнур или предохранитель и спрятать, сказав только: "До завтра смотреть телевизор не будешь", а затем не обращать внимания на все крики о том, что он "заставит отдать шпур", "разобьет и выбросит телевизор" и т.п.

Взрослые должны быть готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения приведет,  скорее всего, не к снижению, а к взрыву негативизма. На этом этане  ребенок обнаруживает,  что  средства,  с  помощью  которых  он  до  сих  пор  добивался  внимания, вдруг перестали действовать. Первое, что он пытается сделать, — это "проломить стену лбом":  усилить  те  средства  воздействия  на  взрослых,  которые  до  сих  пор  были  столь эффективны.

Очень важно помнить, что ребенка с высокой демонстративностью ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания. Он обязательно найдет те или иные способы его привлечения,  и  они  могут  оказаться  гораздо  хуже,  чем  все,  что  было  до  сих  пор.

Внимание,  заинтересованность,  эмоционально  насыщенное  общение  -  все  это  должно быть предоставлено ребенку в те (возможно, редкие) промежутки времени, когда он ведет себя  хорошо или  хотя бы  несколько  лучше,  чем  обычно.  Скандал,  устроенный  им  пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было.

Итак, во время скандала - холодность и равнодушие, чуть позже - тепло и внимание. Только ни в коем случае не следует устраивать сцен примирения, прощения и т.п., иначе может  закрепиться  ритуал:  скандал  -  примирение.  Прежние  нарушения  должны  быть именно изжиты, они больше не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Если за них было  предусмотрено  какое-либо  наказание,  то  оно  не  должно  отменяться  (разве  что ребенок совершит уж совсем выдающийся подвиг - например, по собственной инициативе вымоет полы в квартире).

Удовлетворить  ненасытную  потребность  ребенка  с  негативным  самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать  свою  демонстративность.  В  данном  случае  особо  благоприятны,  а  иногда практически  незаменимы  театральные  занятия.  Ребенок  с  негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль — вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности.

Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство — его стихия.

Тревожность. Депрессия. Психастенический и циклоидный типы

Тревожность  -  это  личностная  особенность,  состоящая  в  особо  легком возникновении  состояния  тревоги.  Тревога  же  проявляется  как  ощущение  угрозы, ожидание неопределенной опасности.

Существенное повышение уровня тревожности определяют как психастенический склад личности, психастеническую акцентуацию или тревожно-мнительный характер. У ребенка  с  такими  личностными  особенностями  легко  возникают  опасения,  волнение, страхи.  Недостаток  уверенности  в  себе  заставляет  его  заранее  отказываться  от деятельности,  которая  кажется  ему  слишком  трудной.  По  этой  же  причине  занижается оценка  достигаемых  результатов.  При  психастенической  акцентуации  затруднено принятие  решений,  так  как  человек  чересчур  фиксируется  на  тех  неблагоприятных последствиях,  которые  может  повлечь  за  собой  то  или  иное  решение.  Из-за  низкой уверенности  в  себе  у  психастеничных  детей  часты  трудности  в  общении,  особенно  при вхождении  в  новый  коллектив.  Типичны  также  различные  навязчивости  и  (навязчивые действия,  мысли,  страхи). 

Разумеется,  психастенический  склад  личности,  как  и  любой  другой,  имеет  свои позитивные  стороны.  В  частности,  он,  как  правило,  сочетается  с  высокой сензитивностъю,  т.е.  повышенной  чувствительностью  как  к  физическим  стимулам (низкие  пороги  восприятия),  так  и  к  социальным  факторам,  тонким  оттенкам человеческих отношений и пр.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Психастенический  склад  личности. Главная  особенность  ребенка  с психастеническим  складом  личности    это  повышенная  тревожность  и  высокая сензитивность  (чувствительность).  Нельзя  допустить,  чтобы  психастеничный  ребенок был замкнут на своих неудачах. Ему необходимо найти такую деятельность, в которой он способен  самоутверждаться.  Ощущение  успеха  -  лучшее  лекарство  от  повышенной тревожности.

В  работе  с  такими детьми важно дозировать нагрузки. В занятиях надо делать достаточно частые перерывы, чтобы ребенок мог отдохнуть. Для ребенка с повышенной сензитивностью любой раздражитель оказывается сильнее, чем для других детей. Желательно оберегать его от чрезмерно  сильных  впечатлений  (не  кричать  на  ребенка,  не  позволять  ему  смотреть фильмы ужасов, стараться избегать травмирующих ситуаций типа похорон или поминок и т.п.).

Депрессия  -  это  стойкое  снижение  настроения,  неспособность  испытывать положительные  эмоции.  При депрессии резко падает активность.  Снижается мотивация: поскольку ничто не доставляет удовольствия, то ребенку и не хочется ничего делать.

Депрессивные состояния наиболее характерны для людей с циклоидным складом личности.  Он  характеризуется  чередованием  периодов  повышенного  и  пониженного настроения.  В  период  повышенного  настроения  повышаются  также  активность, общительность, продуктивность деятельности, в период пониженного настроения падает активность, сокращается общение, снижается продуктивность. Спады в настроении могут быть не особенно глубокими (на уровне субдепресии), а могут доходить до уровня выраженной  депрессии.  Чередование спадов  и подъемов  в  настроении  и активности  нередко носит  сезонный  характер  (например,  зимой  и летом  -  повышенное  настроение,  высокая активность,  весной  и  осенью    пониженное  настроение,  пассивность),  В  периоды повышенного  настроения  у  циклоидов  часто  возникают  поведенческие  проблемы,  в период  пониженного  настроения  на  первый  план  выступают  эмоциональные  проблемы, трудности в общении и в учебе.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Циклоидный  склад  личности обычно  не  приводит  к  каким-либо  специфическим трудностям.  В  периоды снижения  настроения  возможно  снижение успешности  в  учебе. Не  нужно  стараться  какими-либо  искусственными  способами  "подстегнуть"  ребенка. Надо  спокойно  относиться  к  естественным  для  него  колебаниям  продуктивности  и максимально использовать благоприятные периоды.

Варианты развития, связанные с трудностями социализации

Интроверты  и  экстраверты.  Шизоидный,  гипертимный,

эпилептоидный типы

Интровертностъ  -  это  личностная  черта,  характеризующаяся  замкнутостью, высокой  избирательностью  в  общении.  Для  интроверта  затруднено  вхождение  в  новый коллектив, завязывание знакомств.

Медленный темп деятельности.

Если  у  ребенка замедлен  темп  деятельности, то  эту  особенность  следует  просто учитывать.  Нельзя  осуждать  ребенка  за  медлительность,  над  которой  он  не  властен.

Следует  понимать,  что  при  его  темповых  характеристиках  нужно  регулировать  объем работы. Следовательно, объем домашнего задания можно и нужно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано все, но скверно.

Высокий  уровень  интровертности  типичен  для  шизоидной  акцентуации.  Она характеризуется  низкой  конформностью,  оригинальностью  мышления.  У шизоидных детей часты трудности в общении со сверстниками (если эти трудности очень сильно  выражены,  то  говорят,  что  ребенок  аутизирован).  Нередко  снижен  уровень социализированности.  Рассуждения  шизоидного  ребенка  могут  быть  недостаточно понятны  другим  детям,  а  иногда  и  взрослым.  Развитие  эмоциональной  сферы  обычно заметно  отстает  от  интеллектуального  развития.  В  итоге  шизоидный  ребенок  может рассуждать "как взрослый" и в то же время вести себя очень инфантильно.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первое, что надо сделать, - это объяснить родителям, как учитывать  крайнее  своеобразие  их  ребенка,    видеть,  прежде  всего,  достоинства,  а  не теневые  стороны  этого  психического  склада.  Главный  вывод,  к  которому  их  следует подвести;  ребенка  нельзя  кардинально  перевоспитывать,  но  возможно  "косметически" корректировать  те  формы  поведения,  которые  чреваты  для  него  наибольшими конфликтами  с  другими  людьми.  При  этом  все  формы  социального  поведения  будут прививаться  медленно    шизоидов  с  трудом  формируются  социальные  навыки  и автоматизмы)  и  в  основном  рациональными  средствами:  через  сознательное планирование  и  контроль.  Поэтому  прогноз  тем  благоприятнее,  чем  выше интеллектуальный уровень ребенка.

Одна  из  частых  проблем,  связанных  с  шизоидностью  - аутизация, нарушения общения.  Взрослый (воспитатель или родитель)  может  целенаправленно  строить общение  небольшой  группы  детей.  Поначалу  ребенка  надо  учить  общаться  и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении:  как  можно  более  незаметная  помощь,  подсказка  в  случае  конфликта  или выпадения  из  общего  дела.  Предположим,  дети  не  могут  сами  придумать,  чем  им заняться.  Тогда  взрослый  должен  подсказать  им  какую-нибудь  интересную  игру.  Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них  достанется  самая  интересная  роль.  Тут  взрослый  снова  вмешивается,  помогает решить спор (скажем, предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова отодвигается на задний план.

Детям  проще  всего  общаться  со  старшим  ребенком:  он  охотно  берет  на  себя  роль ведущего,  и  от  остальных  требуется  лишь  выполнение  его  указаний.  Младшие  почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого  есть  трудности  в  общении,  полезно  для  начала  обеспечить  возможность контактов  со  старшими  детьми.  Следующий  этап  в  развития  навыков  общения  -  это контакты  с  младшими.  Теперь  уже  он  сам  выступает  в  роли  старшего,  и  авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо  совместное  занятие.  Самое  трудное  -  это  общение  со  сверстниками.  Тут  уж приходится самому находить "золотую середину" между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.

Экстравертность  -  качество, противоположное интровертности. Это общительность,  склонность  к  широким  контактам.  Экстраверт  легко  входит  к  новый коллектив,  заводит  новых  друзей.  Экстравертивная  личность  сравнительно  мало избирательна в контактах, их количество имеет для нее большее значение, чем глубина. У интроверта имеющиеся контакты обычно более глубоки и более устойчивы.

Гипертимпый  склад  личности.

Этот  личностный  тип  характеризуется экстравертностью,  открытостью,  повышенным  уровнем  активности,  низкой чувствительностью,  снижением  самоконтроля,  склонностью  к  импульсивным необдуманным  действиям.  В  общении  дети  с  таким  личностным  складом  часто бывают нетактичны, навязчивы. У них часты конфликты с социальным окружением. Переживания гипертимной  личности,  как  правило,  очень  ярки,  но  несколько  поверхностны  и неустойчивы.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Повышенная  активность  ребенка  с  гипертимным складом личности порождает немало трудностей. Такой ребенок нуждается в постоянном контроле. Однако этот контроль не должен выражаться в замечаниях и "чтении нотаций".

Он должен обеспечивать полезные направления для приложения детских сил и энергии, т.е. идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования.

Особенно  полезны  такому  ребенку  занятия  спортом.  Из  наиболее  подходящих  видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства,  прививающие  навыки  самоконтроля  и  самодисциплины  (конечно,  если тренер  не  ограничивается  их  чисто  внешней  стороной).  Вообще,  формирование самоконтроля  и  организации  деятельности  -  важнейшая  задача  для  ребенка  с гипертимным  складом  личности. 

Эпилептоидный  склад  личности. 

Этот  личностный  тип  также  более  част  у экстравертов,  однако  он  нередко  приводит  к  трудностям  социализации.  Его  главную особенность  составляет  высокая  эмоциональная  ригидность,  т.е.  склонность  "застревать" на  тех  или  иных  переживаниях  (особенно  -  на  отрицательных,  что  иногда  порождает злопамятность). В деятельности также наблюдается  "застревание" (вязкость):  затруднено включение в  новую  деятельность,  переключение с одной деятельности па другую.  Этот личностный  склад  характеризуется  высоким  уровнем  активности,  стремлением  все  делать "так, как надо". Эпилептоидному ребенку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность,  чувство  ответственности,  целенаправленность,  стремление  доводить начатое дело до конца. При этом личностном складе, как правило, выражены лидерские наклонности,  но  часты  высокая  конфликтность  и  недостаточная  гибкость,  мешающие реализовать эти наклонности.

Иногда  проявляется  повышенный  уровень  агрессивности.  При  снижении настроения  у  детей  с  эпилептоидным  складом  личности  легко  возникают  нарывчатые (эксплозивные)  реакции,  дисфорическое  (т.е.  недовольно-раздраженное,  озлобленное) состояние.

РЕКОМЕНДАЦИИ

У  детей  с  таким  складом  личности  затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую новую деятельность. Надо давать им достаточно времени для включения в работу, не "дергать" и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, так как после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило,  невысока,  что  позволяет  удлинять  занятия.  У  детей  с  эпилептоидной акцентуацией  часто  замедлен  темп  деятельности. 

Эту  особенность  следует  просто учитывать.  Нельзя  осуждать  ребенка  за  медлительность,  над  которой  он  не  властен.

Следует  понимать,  что  при  его  темповых  характеристиках  нужно  регулировать  объем работы. Следовательно, объем домашнего задания можно и нужно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано все, но скверно.

1.     Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Один из клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.

ММД – термин используется для определения таких состояний, как расстройство поведения и трудности обучения, которые не связаны с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихический подход рассматривает СДВГ как незаконченность развития мозга, которая проявляется в:

- недостаточности сформированности функций программирования

- регуляции и контроля ребенка, что связано с парциальным недоразвитием участков коры головного мозга.

Функции лобной коры: (исполнительные функции)

1.     общий контроль

2.     регуляция

3.     программирование

4.     организация поведения человека

При рождении они не сформированы, но развиваются с возрастом, опытом, биологическим созреванием.

Способности лобной коры:

- притормаживать импульсы

- планировать свое поведение

- контроль внимания

Все функции важны для саморегуляции, для способности руководить своим поведением. ВАЖНО: у детей с СДВГ исполнительные функции лобной коры не отсутствуют полностью, ошибочно представление о том, что эти функции не будут развиваться с возрастом. Процесс возрастного созревания идет, но в сравнении со сверстниками степень этого развития будет всегда несколько ниже.

СДВГ (американский термин, МКБ – 10 – гиперкинетическое расстройство):

- от 3х до 15 лет (пик 6-7,14-15 – уменьшается, но не исчезает)

- среди мальчиков встречается чаще, чем среди девочек.

- Проявления – 3 симптома: 1. нарушение внимания (6 признаков), 2. импульсивность (1), 3. гиперактивность (3) + социальная дезадптация. ПО МКБ – 10 есть дополнительные требования для постановки диагноза:

- симптомы не позже 7ми лет

- Симптомы появились в нескольких ситуациях (поведение дома, в школе, в общественных местах)

- все три типа симптомов были отмечены, по меньшей мере в 2х  различных типах ситуаций

- расстройство не отвечает критериям, которые позволяют диагностировать общее нарушение развития (аутизм, депрессия …)

Интеллект

Сообразительны, быстро схватывают, обладают неординарными способностями. Тест Векслера: по показателям, как общая осведомленность и обьем простых знаний, дети с гиперактивностью ничем не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил, норм, самостоятельность, долговременная слухо – речевая память у них сформированы хуже нормы.

Специфика интеллектуальной деятельности в цикличности:  произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, далее в течение 3 7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Мышление

Наглядно – образное : трудности  в выделении существенных признаков предмета (идет смешение), различие предметов внутри одной группы (сапог – ботинок, жираф  - верблюд…), трудности в назывании образов и тд.

Трудности в пространственном и квазипространственном восприятии, зрительно – предметной памяти и тд

DSM-V – 3-клинических подтипа СДВГ:

1.     сочетанный ( комбинированный) тип - проявляются все три группы симптомов

2.     СДВГ с преимущественными нарушениями внимания

3.     СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности.

С позиции нейропсихологического подхода несформированность программирования, регуляции и контроля позволяет выделить и описать три различных субварианта СДВГ:

- несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности с высоким уровнем психического тонуса (гиперактивный тип)

- регуляторная несформированность с трудностями удержания и усвоения алгоритма деятельности (комбинированный тип)

- регуляторная несформированность с низким уровнем психического тонуса (гипоактивный тип)

2.     Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды гораздо сильнее, чем внутренними правилами, указаниями – нужна соответствующая организация внешней среды.

- планировка класса

- размер класса, его наполняемость

- перемена положения в классной комнате

- стоячая парта

-отдельный кабинет

- отдельная парта

- расстановка парт с положительным окружением для ребенка

- Место в классе / группе

- усаживать дальше от посторонних раздражителей

- не садим за последнюю парту в самый дальний угол

- видимые правила, принятие, понимание (жесты, пиктограммы, колокольчик, свет, карточки саморегуляции, таблички треугольником («Помогите мне, пожалуйста», «Пожалуйста, продолжай работу»))

Учебный процесс

Оптимизация:

три области

– учебный процесс

- параметры заданий и различных учебных материалов (пр. наглядные материалы)

- управление поведением ребенка с СДВГ

Для включения:

1.     поэтапный план занятия

2.     наличие наглядных моделей и иллюстраций

3.     проконтролировать усвоение новой информации

4.     модифицировать структуру учебного процесса

5.     постоянная корректирующая обратная связь

6.     использование различных средств

7.     график

8.     требования – четко и структурировано

Задания и материалы

Факторы:

1.     сложность

2.     длительность

3.     вид и интенсивность поддержки

4.     способ подачи

Поведение ребенка с СДВГ

1.     лучше справляются с деятельностью и лучше себя ведут при наличии частой оценки (обратной связи) своего поведения.

Способы напоминания:

- монеты

- таймер, сигнал

Система контроля поведения:

- похвала, позитивное подкрепление

- мягкий выговор, нестрогое наказание

Устный выговор как действенное средство влияния на ребенка с СДВГ

А) замечание делать как можно более спокойно и неэмоционально, по возможности, наедине с учеником, а не публично.

Б) требование должно звучать твердо: (Немедленно принимайся за работу)

В) Краткость

Г) Своевременность замечаний

Д) Избегать контекста похвалы + замечания

Е) действенность замечания увеличится через сокращения дистанции

Ж) Не повторяем замечаний и не напоминаем о прошлом поведении , если в этом нет нужды

З) Четкость требований

Эффективность предъявлений требований

1.     прежде чем давать указания нужно зафиксировать внимание

2.     короткое, однозначное указание

3.     конкретные требования к поведению (убери все с парты)

4.     1 задача, одно действие

5.     простая лексика

6.     указание, а не просьба

7.     дать указание 3 раза (озвучить, показать на карточке + слегка перефразировать, повторить и «что ты будешь делать?»)

8.     указание сначала на желаемое действие, а затем на нежелательное

9.     предупредительный сигнал (5 минут)

10.  указания, которые выполняются немедленно – поощряются

2.     высокий уровень участия ребенка в деятельности

3.     карточки ответа (доски с эффектом стирания)

4.     самостоятельный выбор деятельности из предложенных вариантов

Стратегии уменьшения проблем с вниманием

1.     занятие интересное, захватывающее

2.     мультисенсорный способ (полимодальная подача)

3.     хитрости: интрига открытыми вопросами, юмор, истории и интересные примеры, диалог, наглядность – яркие раздаточные материалы – подача небольшими порциями.

4.     выделение цветом, проекция фонариком

5.     фактор новизны

6.     аудио – и визуальные собиратели внимания (муз. минутка)

7.     «индивидуальное задание»

8.     мять предмет

9.     ТСО

10.   1 на 1, дополнительные занятия

Способы улучшения поведения

1.     формулировки

2.     сидим ближе

3.     проактивный подход

4.     объяснение

Подкрепление деятельности

1.     выбрать самому воспитаннику

2.     положительное – отрицательное

3.     избегать пресыщения

4.     целенаправленное действие – подкрепление

Функциональный подход

Стоимость действия

Тайм – аут

Часы хорошего поведения

Символическая экономика

Договор о хорошем поведении

Методы самоконтроля

Рекомендации для построения хороших взаимоотношений с ребенком с СДВГ

1.     ежедневное личное приветствие ребенка

2.     использование возможностей общения

3.     невербальное выражение хорошего отношения

4.     внимательность, доброжелательность, поддержка

5.     внимание к успехам

6.     избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и тд.

7.     эмоциональное, интересное проведение занятий с привлечением детей, активное их участие  в занятиях, поощрение сотрудничества.

Сотрудничество педагога с родителями ребенка с СДВГ

1.     партнерские отношения

2.     психологическое консультирование 3

Дети с СДВГ и ровесники

1.     Лотерея

2.     Игра в хорошее поведение

3.     Взаимное обучение

Основные характеристики адаптированной к потребностям ребенка с СДВГ среды

1.     Позитивная среда, без негативного влияния

2.     среда должна быть максимально свободна от соблазнов и отвлекающих стимулов

3.     структурированная среда

4.     средовые рамки

5.     среда должна быть понятной и предсказуемой для ребенка, должна функционировать согласно четким правилам.

6.     указательные знаки

7.     вспомогательная система наблюдения за временем

8.     важное – максимально интересное

9.     поощрение – замечание

10.   контроль со стороны

11.   свое собственное место

12.   организация среды по принципу предвидения и опережения проблем

 

Адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

   Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте - 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте - месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки.

Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к дошкольному образовательному учреждению - неизменно сложная проблема.

    Одна из основоположников науки о раннем детстве Н.А. Аскарина  не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример: «Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут».            

  Примерно то же происходит и с ребенком, когда он адаптируется к детскому саду.

       От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

        К сожалению, этот процесс протекает сложно и болезненно.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

  Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты:

- у детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);

- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.

- у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений - тиков и заикания.

  Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.

У детей, имеющих те или иные особенности развития, данный процесс протекает вдвойне сложно и болезненно.

Обусловлено это, на мой взгляд, прежде всего двумя факторами:

1.     Родители не видят (не понимают) основную проблему ребенка;

2.     Педагоги не понимают и не принимают ребенка с нарушениями в развитии.

Таким образом, назревает конфликт между всеми участниками образовательного процесса: родитель – педагог – ребенок.

Однако, центральным звеном в данной триаде остается ребенок и если проблема не решается своевременно, она как снежный ком притягивает к себе море сопутствующих проблем.

Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Кроме того,  острой фазы адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения:

- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1 вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.

Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2 вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе.

Учитывая исследования ученых необходимо использовать критерии, разработанные Институтом педиатрии: нарушение сна и питания; проявление отрицательных эмоций в общении; боязнь пространства; частые заболевания; снижение веса.

     Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

      Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.

  Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

    Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей так же может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

- привычная форма поведения избалованного ребенка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие уважения взрослых к ребенку;

- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

- болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия;

- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития.

В оптимизации процесса адаптации главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

 

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСТКОМУ САДУ

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой.

Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям. В этом ему должны помочь воспитатели.

Воспитатели создают благоприятную атмосферу в группе:

·                                 Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

·                                 Формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

·                                 Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.

·                                 Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

·                                 В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

·                                 Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

·                                 Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.

·                                 Я в своей работе в период адаптации использую ещё следующий приём: прошу мам в первые же дни сделать трафарет своей ладошки и прикрепить её на дверцу шкафчика для того, чтобы в течение дня ребенок мог подойти и прикоснутся к маминой ладошке.

·                                 Воспитатели понимают, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.

·                                 Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

·                                 Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность оказывает для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

·                                 Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д.

·                                 При адаптации обязательно присутствие основных педагогов на группе, либо заменяющих их длительное время (не менее 1 месяца). Родители должны обращаться к сотрудникам детского сада по имени и отчеству.

·                                 В виду возрастных особенностей детей I младшей группы, учебные занятия и праздничные утренники (Новый год, 8-е марта и пр.) не являются открытыми мероприятиями для родителей.

·                                 Воспитатели просвещают и консультируют родителей.

·                                 Родителей воспитанников следует сразу включать в жизнь дошкольного учреждения, принимать участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Адаптация может считаться законченной, если:

·                                 у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;

·                                 у него отсутствуют заболевания;

·                                 есть динамика психомоторного развития.

ПОМНИТЕ!

УСПЕХ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЗАВИСИТ

ОТ ВЗАИМНЫХ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО САДА. 

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp    
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.