И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
2021/2022 учебный год

Руководитель

учреждения образования:

Курильчик Татьяна Михайловна

Контактные телефоны

рабочий: 8 02333 5 61 77

мобильный: +375 44 772 48 91

адрес: 247050, ул.Плеханова, 20, г.Добруш, Гомельская область

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Добруш, 2022

Общие данные

- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

   - тема инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024;

- руководитель инновационного проекта: Курильчик Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Добрушский районный ЦКРОиР»;

- консультант инновационного проекта: Лемех Елена Анатольевна  Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент;

- количество участников: в соответствии с приказом директора от 31.08.2021 №170 «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году» в реализации проекта принимает участие 9 педагогов; задействованы 8 воспитанников из двух дошкольных групп и 9 законных представителей;

- состав участников реализации инновационного проекта: педагоги, воспитанники дошкольных групп ЦКРОиР и их законные представители.

Введение

Происходящие изменения в дошкольном образовании, внедрение новых подходов, форм и средств помощи детям с особыми образовательными потребностями, оказание образовательных услуг широкому кругу нуждающихся также обуславливают повышение требований к профессионализму педагогов, работающих с данной категорией детей. На новой концептуальной основе, с учетом современных социальных требований общества к дошкольному учреждению выстраивается система образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН) в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). В настоящее время дети с ТМН включены в образовательный процесс, однако существует проблема оценки эффективности данного обучения и воспитания, следовательно, появляется необходимость в оценке качества такого образования.

Инновационный проект «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» актуален, так как его реализация позволяет нам:

- формировать нормативное правовое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН (не только включить данное направление в контроль, но и разработать локальные нормативные документы);

- накопить методический инструментарий проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР;

- менять подходы к обучению воспитанников с ТМН в соответствии с требованиями времени (педагоги не просто проводят занятия, а организуют самостоятельную деятельность воспитанников, управляют ею, включая в этот процесс законных представителей);

- повышать практическую направленность обучения (оно перестаёт быть оторванным от жизни, т.к. что формируемые у воспитанников умения  помогут легче интегрироваться в социум);

- формировать педагогическую компетенцию законных представителей воспитанников (родители не просто являются сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками сопровождения собственного ребенка).

Целью инновационного проекта является внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

На основе анализа целевого компонента сформирована цель настоящего этапа инновационной деятельности​: обеспечение управленческих и организационно-методических условий для реализации инновационного проекта.

Деятельность участников инновационного проекта на данном этапе его реализации направлена на решение следующих задач:

1) разработать механизм эффективного управления реализацией инновационного проекта с учётом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов;

2) организовать информационно-методическое и психологическое сопровождение деятельности участников инновационного проекта;

3) определить диагностический инструментарий для выявления эффективности и результативности реализации инновационного проекта в соответствии с критериальной базой;

4) повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;

5)                повышать уровень педагогической компетенции  законных представителей воспитанников с ТМН через активные формы взаимодействия.

6) обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта и на основе полученных данных в рамках утверждённой программы разработать план дальнейшей деятельности по его реализации.

Результаты, полученные на данном этапе реализации проекта, свидетельствуют о наличии положительной динамики по всем направлениям инновационной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Для успешной реализации инновационного проекта сформирована управленческая команда. Общее руководство проектом осуществляет Курильчик Т.М., директор ЦКРОиР. Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в соответствии с определенным образовательным направлением (воспитательная работа и учебный процесс) обеспечивает Гришелёва Л.В., заместитель директора по основной деятельности.

Управление инновационным проектом осуществляется на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов.

В основе реализации инновационного проекта лежат принципы научности, добровольности и партнерства.

Уточнение и корректировка содержания инновационной деятельности осуществляется с учетом изменений, обусловленных внешними и средовыми факторами.

Рациональное распределение обязанностей между членами управленческой команды, чёткое видение каждым из них стратегии управления, стремление максимально и всесторонне охватить инновацией всех заинтересованных позволило на начальном этапе включить в проект  9 педагогов.

Персональный состав творческой группы участников проекта определён приказом директора от 31.08.2021 №170 «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году» в государственном учреждении образования «Добрушский районный ЦКРОиР» с учётом желания педагогов участвовать в инновации, их личностных и профессиональных качеств, стремления к саморазвитию. Вместе с тем в конце учебного года из состава творческой группы выбыл педагог-психолог. Причины: социальный отпуск по беременности и родам педагога. Работу по психологическому сопровождению творческой группы временно возглавил педагог социальный (Климкова Е.В.).

Деятельность по внедрению инновационного проекта организована в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения: программой реализации инновационного проекта; календарным планом реализации инновационного проекта на 2021/2022 учебный год программой психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта; функциональными обязанностями участников инновационной деятельности. Материальное стимулирование участников инновационного проекта производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках темы инновационного проекта определены темы педагогических исследований, организована практико-исследовательская деятельность педагогов (приложение 1).

Всеми участниками инновационного проекта составлены и реализуются индивидуальные планы работы, которые содержат систему конкретных мероприятий по достижению цели; в электронном виде ведутся педагогические дневники.

Механизм контроля за осуществлением инновационной деятельности реформирован в самоконтроль, результаты которого не реже одного раза в учебную четверть участники творческой группы представляют в форме самопрезентации при проведении круглых столов. ​ Ведущими при этом являются принципы наглядности и гласности, что способствует ​ созданию условий для проявления инициативы и творчества каждого из членов группы.

На основании рефлексивного анализа осуществляется диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивается система методической помощи и психологической поддержки.

Оценка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с разработанными критериями на основе определённых показателей. В частности, оцениваются результаты формирования жизненно необходимых навыков воспитанников с ТМН, удовлетворенность их законных представителей образовательными услугами, личностные достижения педагогов, повышение квалификации, самообразование, способность к обобщению и распространению опыта работы, теоретический и методический уровень в использовании современных образовательных технологий, а также удовлетворённость инновационной деятельностью всех участников инновационного проекта.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Количественный и качественный состав участников творческой группы следующий: 8 человек (89%) имеют высшее образование 1 (11%)– среднее специальное; 6 педагогов (67%) имеют первую и высшую квалификационные категории, 2 (33%) – вторую.

Приведённые цифры свидетельствуют о достаточно высоком потенциале и уровне профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.

Добрушский ЦКРОиР имеет удовлетворительное материально-техническое обеспечение для реализации проекта. Организован подвоз всех воспитанников на занятия и обратно к месту проживания. Создана развивающая, безбарьерная и адаптивная образовательная среда, удовлетворяющая потребностям детей с ТМН.

Имеются компьютеры и принтеры, (3 компьютера объединены в локальную сеть). Подключен широкополосный доступ к сети Интернет, кроме того, имеется беспроводная сеть. Функционирует web-сайт.

В образовательном процессе используются ноутбук, мультиборд,  мультимедийный проектор, 2 музыкальных центра.

Достаточный уровень материально-технического обеспечения позволяет качественно осуществлять деятельность по реализации инновационного проекта.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантом проекта.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания. По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование. На сайте ЦКРОиР оформлена ​ страница «Инновационная деятельность»​.

Все участники проекта в течение отчётного периода повышали квалификацию, профессиональное мастерство посредством самообразования, участия в курсах, семинарах, вебинарах (приложение 2). В рамках проведения семинаров-практикумов, организованных на базе учреждения, знакомились с сервисами и инструментами, участвовали в разработке карт мониторинга, направленных на диагностику жизненно необходимых компетенций воспитанников с ТМН, обменивались опытом по вопросам включения законных представителей в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение творческой группы участников инновационного проекта осуществляется педагогом-психологом школы Грозной А.Г. на основе разработанной ею и утверждённой руководителем учреждения образования программы.

На данном этапе реализации инновационного проекта целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи педагогам в формировании психологической готовности к инновационной деятельности; решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением участников проекта и их профессиональным развитием; создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективной работе педагогов в инновационном режиме.

В ходе работы с участниками проекта педагогом-психологом  проведен ряд тренинговых занятий, диагностических мероприятий; по результатам диагностики осуществлено консультирование, в том числе направленное на коррекцию эмоциональной сферы участников проекта.

Сравнительный анализ результатов диагностических исследований, осуществленных в сентябре 2021 и апреле 2022, свидетельствует о наличии положительной динамики развития мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. В частности значительно повысился уровень потребности педагогов в развитии и саморазвитии, что свидетельствует о повышении общего уровня психологической готовности к инновационной деятельности. Вместе с тем обозначена проблема, решение которой станет одной из приоритетных задач в работе педагога-психолога в новом учебном году. Так, по результатам диагностики, направленной на изучение ситуативной и личностной тревожности (методика Ч.Д.Спилбергера) установлены следующие показатели: у 25% педагогов наблюдается высокий уровень по шкале ситуативной тревожности и у 37% педагогов – по шкале личностной тревожности. Вполне объяснимо, что педагоги с высоким уровнем мотивации испытывают повышенное состояние беспокойства в тех ситуациях, которые могут обернуться неудачами, в связи с чем необходима коррекция эмоциональной сферы, выработка и укрепление уверенности в себе, формирование правильного отношения к своим ошибкам и неудачам, а также определение «зон уязвимости», характерных для конкретных педагогов.

Выполнение ​ программы и плана​ реализации инновационного проекта

За отчётный период реализации инновационного проекта в рамках утверждённой программы выполнены все намеченные мероприятия подготовительного, проектировочного и диагностического этапов.

В частности участниками творческой группы детально проработаны нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность, изучена соответствующая литература, педагогический опыт по теме проекта, определены основные направления исследований, формы мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов. Разработана и утверждена необходимая документация, определены функциональные обязанности членов инновационной группы, а также задачи деятельности и ожидаемый результат. Издан приказ об организации инновационной деятельности. Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогов в инновационную деятельность обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.

Для информационного сопровождения инновационной детельности в Республике Беларусь учреждение зарегистрировано на созданной ГУО «Академия последипломного образования» платформе. Актуальная информация о ходе реализации инновационного проекта, проводимых в учреждении образования мероприятиях, акциях, результатах участия педагогов и воспитанников в различных конкурсах и т. д. так же размещена на информационном стенде, сайте учреждения.

Педагогическое просвещение законных представителей воспитанников по вопросам качества усвоения программы дошкольного образования осуществляется посредством проведения тематических родительских собраний, мероприятий в рамках деятельности студии семейного воспитания.

Для определения исходных данных о готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности, их профессиональной компетентности в контексте инновации участниками творческой группы в соответствии с их функциональными обязанностями подготовлен необходимый диагностический инструментарий, в сентябре 2021 года проведены стартовые диагностические мероприятия.

Совместно с другими участниками инновационного проекта Гомельской области педагоги учреждения приняли участие в обсуждении SWOT-анализа по перспективам реализации проекта (приложение 3), что позволило выявить положительное и отрицательное влияние как  внутренних, так и внешних факторов на условия реализации проекта.

На основании полученных результатов обозначены проблемы и намечены пути их решения, внесены необходимые коррективы в календарный план реализации инновационного проекта на текущий учебный год.

Так, по итогам диагностики профессиональной компетентности педагогов с целью обучения их современным методам и технологиям формирования жизненных компетенций воспитанников с ТМН в учреждении введена в практику дистанционная форма работы, которая посредством сетевого взаимодействия через ZOOM платформу позволила организовать семинары-практикумы, занятия которых представляют собой коллективное изучение и обсуждение научно-методических материалов по обозначенной теме.

Ход инновационной деятельности рассматривается на заседаниях педагогического совета, совещаниях. В повестку дня заседаний педагогического совета в текущем году включены следующие вопросы:      взаимодействие педагогов – участников инновационного проекта – условие повышения качества образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР;  оценка промежуточных результатов реализации инновационного проекта.

На данном этапе реализации инновационного проекта можно сделать вывод о том, что методическая работа, проводимая в учреждении, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствует реализации их творческого потенциала.

В период  с ноября по декабрь 2021 года в учреждении проведен анализ имеющейся предметно-развивающей среды и ресурсного обеспечения и их соответствие индивидуальным потребностям воспитанников дошкольных групп, изучены основные критерии предметно-развивающей среды через анкетирование педагогов и родителей. На протяжении данного периода велось постоянное наблюдение за воспитанниками дошкольных групп, по результатам которого были составлены профили индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с учетом их нарушений.

По итогам проделанной работы в учреждении проведен семинар-практикум на тему: «Модели взаимодействия участников образовательного процесса на уровне дошкольного образования в ЦКРОиР» (ноябрь 2021 г.).

Участие в республиканском семинаре «Комплексная оценка качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями психического и физического развития», позволило определить основные цели и направления исследования по теме проекта и жизненноконтекстное содержание обучения детей с ТМН, а так же определило содержание и методики работы с детьми с инвалидностью и педагогическую диагностику их жизненных компетенций.

После изучения и анализа материалов, предложенных консультантом проекта Лемех Е.А. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (Т.Хармс), участниками проекта  организован практический этап его реализации (январь – апрель 2022 г.) В данный период в учреждении проведено:

- оценка качества коррекционно-образовательного процесса, качества условий и качества результатов освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями в двух дошкольных группах ЦКРОиР (февраль 2022). Результаты оценки зафиксированы в оценочных листах 1-3 и предоставлены консультанту.

- экспертная оценка  по вышеперечисленным шкалам инструментария, проведена заместителем директора по основной деятельности ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Брильковой Г.А. (март 2022).

Сравнительный анализ  результатов самооценки и экспертной оценки по данному инструментарию показал, что диапазон совпадений в  2-х дошкольных группах колеблется от 0,5 до 0,8 балла (приложение 4).

Таким образом, нами был сделан вывод, что адаптированные шкалы ECERS-R (Т.Хармс, Р.М.Клиффорд, Д.Крайер) могут использоваться для оценивания качества дошкольного образования в ЦКРОиР, с целью получения исчерпывающей информации по проблемам и достижениям различных систем функционирования учреждения, а так же дадут возможность более целенаправленно формулировать задачи в годовой план учреждения, разработать локальные акты по внутреннему контролю, скорректировать методическую деятельность и работу с законными представителями. Данные направления станут приоритетными в  следующем учебном году.

Проделанная  работа так же позволила педагогическому коллективу пересмотреть и переработать существующие мониторинговые карты, листы наблюдения, разработать анкеты для педагогов и родителей, проанализировать условия в учреждении в целом (приложение 5).

В процессе данной деятельности педагоги принимали участие в ряде практических мероприятий (приложение 6).

С целью включения законных представителей в образовательный процесс на уровне дошкольного образования и изучения их компетенции о понятии: «Качество дошкольного образования» проведено  анкетирование родителей воспитанников дошкольных групп по вопросам удовлетворенности родителей условиями в ЦКРОиР для получения образования на уровне дошкольного образования.

По результатам данной диагностики, а также запросу законных представителей была активизирована работа студии семейного воспитания в  режиме online с использованием платформы  ZOOM, по темам: «Пути взаимодействия специалистов ЦКРОиР и законных представителей в рамках реализации инновационного проекта» (декабрь 2021 г.); «Аутизм. Мир один на всех» (март 2022 г.). Данная форма работы с родителями продемонстрировала их заинтересованность в реализации инновационного проекта в учреждении и желание включиться в активное сотрудничество.

Результаты инновационной деятельности

По итогам реализации инновационного проекта получены определенные результаты. Так педагогами – участниками инновационной деятельности переработаны и внедрены в практику карты наблюдения и мониторинговые карты по всем образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников и 3-х составляющих компетенций (функциональной, поддерживающе-коммуникативной и ситуационно-поведенченской).

Проведение экспертной оценки позволило выявить проблемы по созданию необходимых условий для воспитанников с РДА, а также необходимость расширения и систематизации учебно-методических и материалов и локальных документов в дошкольном образовании ЦКРОиР.

Таким образом, начато создание информационного банка учебно-методических материалов по теме инновационного проекта. На сегодняшний день информационный банк включает разработки новых мониторинговых карт и занятий по образовательным областям «Самообслуживание» (Бурова М.Л.) и «Игра» (Бронова О.Г.) Разработки занятий свидетельствуют об умении педагогов формулировать цели и задачи занятия, отбирать необходимый материал и средства обучения, включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Анкетирование педагогов и законных представителей воспитанников показало, что в целом они положительно оценивают процесс обучения и воспитания в рамках инновационного проекта. ​

За отчётный период работы в проекте все педагоги, участники творческой группы, повышали свой профессиональный уровень посредством самообразования, участия в семинарах, вебинарах, курсах, практическом освоении шкал ECERS-R (Т.Хармс).

В результате инновационной деятельности были созданы инновационные продукты, которые успешно используются педагогами при проведении наблюдения и мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, а также в процессе трансляции инновационного педагогического опыта.

По результатам анкетирования все педагоги - участники инновационного проекта положительно оценивают результаты своей работы в проекте и выражают заинтересованность в её продолжении, так как видят положительные изменения.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Каждый педагог – участник инновационной деятельности осуществляет педагогическое исследование в соответствии с темой. Результаты этих педагогических исследований являются основой формирования индивидуального педагогического опыта, который презентовался на занятиях семинара-практикума, заседаниях методических объединений, педагогического и методического совета.

Проведение в марте – апреле 2022 г. экспертной оценки  в ГУО «Гомельский областной ЦКРОиР» с участием педагогов двух учреждений способствовало созданию профессиональной среды для обмена опытом, повысило мотивацию педагогов на включение в инновационную деятельность.

На обласном онлайн-вебинаре «Организация работы  воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (октябрь 2021г.) воспитателем Шустовой Т.Е.  представлен опыт работы на тему: «Творческая деятельность по выбору ребенка как средство определения его жизненно важных потребностей и возможностей».

Воспитателем дошкольного образования Буровой М.Л. транслировалась серия фрагментов занятий по изодеятельности  для слушателей курсов Гомельского областного института развития образования (ноябрь 2021г.)

Учителем-дефектологом Броновой О.Г. в январе 2022 г. транслировался опыт работы по созданию условий для  детей с нарушением ОДА в учреждении дошкольного образования  на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.

Заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. в рамках проведения районной Недели управленченского мастерства представлен опыт работы по теме «Формы и виды контроля за образовательным процессом в дошкольной группе ЦКРОиР как эффективное средство повышения качества образования воспитанников с ТМН» (октябрь 2021).

Информация об итоговых результатах реализации инновационного проекта будет заслушана на заседании педагогического совета в мае 2022 года.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное учреждение образования «Добрушский районный ЦКРОиР» работает в инновационном режиме. Цель, задачи, стратегия и тактика инновационной деятельности продуманы верно.

Результаты работы в рамках инновационного проекта позволяют говорить о положительной динамике педагогических компетенций законных представителей воспитанников, о чем свидетельствует проводимый сравнительный мониторинг знания программ дошкольного образования  у родителей-участников инновационного проекта, и у контрольной группы родителей вне проекта.

Работа в проекте, обобщение собственного педагогического опыта по теме проекта позволяет также говорить об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Отмечается повышение управленческой, исследовательской и других компетенций педагогов – участников инновационной деятельности, а также повышение их собственной компетенции в области проведения мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, что свидетельствует об эффективной организации управленческого, педагогического, методического, информационного и психологического сопровождения инновационной деятельности.

Положительные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива свидетельствуют о целесообразности продолжения реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году в соответствии с планом (приложение 7).

Рекомендации

Руководителю инновационного проекта Курильчик Т.М. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в 2021/2022 учебном году в отдел педагогических инноваций Гомельского областного института развития образования ​ до 05.05.2022 года.

Заместитель директора по основной деятельности                                     Л.В.Гришелёва

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp    
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.