Обычно это случается с малышами года в два — два с половиной. Еще вчера ребенок сопровождал любые действия истошным: «Са-а-ам!» и гордо натягивал варежки вместо носков, и шапку наизнанку. А сегодня он вдруг протягивает ее маме и ждет, когда та завяжет шнурки, застегнет пуговицы и покормит его из ложки. Капризы? Очередное упрямство? Вовсе нет. Наоборот, малыш дорос до следующего этапа в своем развитии — он готов учиться делать «вместе», то есть сотрудничать. К сожалению, взрослые часто упускают данный момент, не обращая на негo должного внимания. Это очень просто. Пару раз одернуть: «Давай сам, ты же хотел — вот и делай. Потренируешься — будет лучше получаться!» — и порыв крохи угаснет. А он был так важен! Это не значит, что пришло время снова превратить ребенка в беспомощного младенца и делать все за него. Это было бы другой крайностью, которая столь же не полезна для малыша. Придет время признать в крохе равноправного партнера во всех начинаниях, которые вы будете делать вместе. Ведь именно это и есть — сотрудничество. Просто скажите: «Это у тебя получается просто замечательно! А в этом, думаю, тебе нужно немного помочь...» Дети, не прошедшие данный этап с мамой, не научившиеся сотрудничать и делать что-то — самое простое и примитивное — в кругу семьи, испытывают потом большие затруднения практически в течение всей жизни. В школе они с трудом осваивают схему «выслушай объяснения учителя, посмотри, как надо, и только потом делай» — вместо того они, получив задание и не дослушав до конца, начинают делать что-то еще. В результате — ярлык «невнимательного торопыжки» и низкие оценки. Став взрослыми, они во всем полагаются только на себя, крайне редко и очень болезненно обращаются за помощью, не умеют работать в команде, делить обязанности с коллегами... Специалисты, занимающиеся изучением способностей, отмечают, что в плане их развития человек проходит три обязательные стадии.
Первая — он совершает что-то инстинктивно, опираясь на чисто физиологические реакции.
Вторая — учится тому, как «надо», как «принято» и как «правильно».
И третья, самая высшая, когда к «принятому» он может добавить свою индивидуальность, свой стиль, свои находки.
Так, начиная рисовать, малыш размазывает по листу краски, не думая ни о результате, ни о сочетаниях, ни о пропорциях, ни о схожести изображения с реальностью. Затем он учится рисовать «правильно»: линии, тени, перспектива, цвета и оттенки. А тот, кто поднимется на третью ступень, станет настоящим художником. Так и в сотрудничестве. Сначала кроха кричит «я сам», отвергая любую помощь и поддержку, и делает так, как у него получается. Становясь старше, он готов узнать от родителей, что же это значит, когда тебе помогают, когда ты делаешь дело совместно с другими людьми. Получаемые дома уроки сотрудничества ребенок несет дальше — сначала в детский сад, затем в школу, и, наконец, во взрослую жизнь. Если в коллективе ваше чадо испытывает затруднения, обратите внимание на то, как вы ведете себя с ним дома. Ну и, конечно, с помощью простых и веселых игр помогите ему наладить контакт и научиться жить, учиться, дружить и работать вместе с другими детьми.
«Рецепт идеального друга».
В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно — с группой малышей. Она поможет детям понять, кого и почему они хотели бы видеть своим другом, а заодно узнать, что мы ценим в друзьях. Возможно, это заставит ребят задуматься, какие качества и черты характера есть у них для того, чтобы с ними было интересно окружающим. Раздайте участникам игры бумагу и карандаши. Пусть они нарисуют или составят список характеристик, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный друг. У меня на занятиях один мальчик предложил следующий «рецепт»:
—улыбка;
—карие глаза;
—коричневые волосы;
—джинсы и свитер;
—сильные ноги и футбольный мяч;
—любит играть в Бионикла и ходить в Макдональдс;
—веселый и не нюнится.
Как видите, в описание можно включать что угодно. Обычно дети начинают с внешности — подскажите, чтобы они не ограничивались этим, а указали и внутренние качества.
Услышать другого и понять.
Одна из важнейших составляющих сотрудничества — умение сочувствовать другому человеку. Достичь этого можно, пробудив в ребенке интерес к мыслям и чувствам других людей. Мы можем учить малыша ставить себя на место окружающих, понимать и чувствовать внутренний мир человека иного возраста, иной культуры, воспитанного в иных традициях. Сегодня, когда детские коллективы становятся все более интернациональными и мультикультурными, у детей появляется множество шансов развить в себе эмпатию. Поговорите с ребенком о том, как и почему ведут себя его одноклассники. Обратите внимание на разницу в их реакциях, словах, поведении в одной и той же ситуации. Подтолкните сына или дочь к тому, чтобы они обращали внимание не только на внешние проявления, но и на внутренние мотивы. Этому очень помогают беседы «за жизнь» — когда дети в спокойной обстановке разговаривают о жизни, это позволяет увидеть мир глазами другого человека. Замечательно, если вы сможете донести до ребенка мысль, что на свете есть множество способов выразить свою любовь, внимание, заботу, заинтересованность. Замечали ли вы, что некоторые люди всю жизнь ищут единственное, строго определенное проявление любви, но нигде его не находят, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми способами, кроме искомого? А поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления (как и других чувств) — важная составляющая взаимодействия, сотрудничества, да и просто человеческого счастья.
«Волшебный стул».
Чтобы сотрудничество было продуктивным, нужно уметь замечать сильные и слабые стороны другого человека и распределять фронт работ так, чтобы каждый мог проявить себя с лучшей стороны — тогда результат будет выше и легче достижим. И хотя всем гораздо приятнее, когда замечают и восхищаются их достоинствами, иногда приходится указывать человеку на его недостатки. В предлагаемую игру лучше играть хотя бы небольшой группой, но если вы играете с ребенком дома, можно сажать на стул его воображаемых друзей или одноклассников и называть их сильные черты и способности. Правила игры: тот или иной участник садится на Волшебный стул. Все остальные, по очереди, говорят о его достоинствах, умениях, начиная словами: «Петя, мне очень нравится, что ты... (красиво пишешь, утром вежливо со всеми здороваешься, аккуратно причесан, любишь животных, играешь с маленькой сестренкой, добрый и т.п.)». После того как все выскажутся, на Волшебный стул садится следующий ребенок. Во втором круге все говорят добрые слова заново (можно повторяться) и при желании могут добавить: «А еще я был бы очень рад, если бы ты... (не грыз ногти, помог мне решить задачку по математике, не разбрасывал вещи и т.д.). Безусловно, умение понимать и чувствовать другого человека начинается дома. Если родители предлагают малышу присмотреться к тому, как чувствуют себя окружающие, и показывают пример поведения, соответствующего обстоятельствам, малыш быстро этому научится. Так, если папа говорит крохе воскресным утром: «Знаешь, мне кажется, что мама устала и хочет еще немного поспать. А ты уже проснулся и хочешь играть. Давай придумаем какую-нибудь тихую игру, чтобы и мама отдохнула, и тебе не было скучно»,- малыш получает урок, как сочетать свои интересы с интересами близких. И вряд ли можно ожидать подобного от ребенка, который в той же ситуации привык слышать окрик: «А ну, сиди тихо! Мы устали, спать хотим! Сядь, порисуй, и чтоб ни единого звука! Умение сотрудничать включает также навык понимания, в каком настроении и состоянии пребывает твой партнер. Следующая игра поможет ребятам приобрести этот навык и потренировать его. Число участников неограниченно, как, впрочем, и возраст.
«Передай настроение».
Игроки встают в круг. Тот, кто начинает игру, загадывает настроение и изображает его (например, радостная улыбка и открытые объятия или, наоборот, ссутулившийся, с хлюпающим носом и т.п.). Сосед справа должен повторить изображение и назвать настроение, а затем изобразить свое — и так по кругу.
Правление домашними делами.
Очевидно, что в умении слушать и слышать, опыт семьи незаменим. Хотим мы того или нет, дети повторяют за нами, перенимая наш стиль общения. Так что, посмотрев на место, отведенное ребенку в семейной структуре, можно с точностью предсказать, какие проблемы в общении и взаимодействии с окружающими его ждут. Если маленький человечек растет в обстановке, где считаются с его взглядами, вкусами, интересами, привлекают к обсуждению общесемейных проблем, выслушивают мнение насчет того, что делать в выходные, как обставить его комнату и т.п., в дальнейшем он будет также спокойно и открыто обсуждать различные вопросы, выслушивая мнение всех заинтересованных сторон. Один из уроков сотрудничества, который мы, к сожалению, редко преподаем своим детям — это помощь в домашних делах: уборке, готовке, стирке, выносе мусора, выгуливании собаки. Нет, наверное, ребенка, который, будучи совсем маленьким, не стремился бы помочь маме в хлопотах по дому. Хотя на первых порах неизвестно, чего в этом больше — помощи или помехи. Но если мама находит любимому чаду занятие по силам: ссыпать нарезанные овощи в кастрюлю с супом, складывать белье в стиральную машину, держать совок, пока на него наметают мусор, кроха быстро учится и в дальнейшем действует довольно ловко и правильно. Вот что рассказала моя коллега по поводу того, как ей удалось решить проблему уборки детской: «Однажды я предложила своему семилетнему сыну выбрать, какую часть работы по приведению квартиры в порядок он готов взять на себя. Ребенок ответил, что будет пылесосить. А игрушки? — поинтересовалась я. — Я не знаю, как их складывать. У тебя лучше получится. С этого дня проблем с уборкой у нас нет. Мы просто договариваемся, кто что будет делать — и быстро выполняем». Таким образом можно распределять практически все домашние дела — это замечательный пример сотрудничества малыша с родителями, который он потом сможет перенести во взрослую жизнь.
«Домашнее королевство».
Часто дети отвергают правила, соблюдения которых требуют родители, только потому, что взрослые их навязывают. Если те же правила будут исходить от самих детей, они будут соблюдаться гораздо охотнее. Чтобы создать эти правила, сыграйте в «домашнее королевство». В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, а можно подключить всех членов семьи. «Итак, — говорите вы участникам, — представьте, что волшебным образом мы все стали королями в этом маленьком королевстве. Границы его — наша квартира (комната, класс, дача и т.д.). Чтобы оно могло нормально существовать, надо издать «Свод законов». Вот вам бумага и карандаши, и пусть каждый напишет свой список законов и правил поведения на данной территории». Когда работа будет завершена, зачитайте вслух получившиеся варианты. Обсудите, какие правила совпадают, а какие — противоречат друг другу. Какие могут быть реализованы без вреда для окружающих, а какие — кому-то не понравиться или мешать (так, громкую музыку можно слушать, когда бабушка с малышом уходят гулять, а игрушки из гостиной должны быть убраны к приходу родителей с работы). Обсудив все правила, составьте «Единый Свод Законов» вашего дома. И не забудьте придумать штрафы за их нарушение.
Доверяя людям и самому себе.
Есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с другими, в силу застенчивости и низкой самооценки. Они боятся, что окружающие обнаружат их слабые стороны и начнут использовать. Как правило, такие малыши стараются держаться в стороне. Нередко у них уже имеется негативный опыт и требуется много терпения и внимания, чтобы они научились существовать и сотрудничать на равных с другими людьми. Когда же детишки понимают, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки, что каждый является неповторимой личностью, они легче находят общий язык с взрослыми и сверстниками. Некоторые малыши изначально, в рамках семьи, привыкли не доверять окружающим: и людям, и миру в целом. Они доверяют лишь тем, кого уже знают, проверили, считая, что этих людей можно не бояться: они не подведут и не обманут. Логически это правильно. Как можно доверять, не зная человека, не съев с ним хотя бы ложку соли? И в то же время такая логика неверна. Ее ошибочность заключается в следующем: нельзя ждать от нового знакомого подтверждения того, что вы можете ему доверять, при отсутствии изначального доверия. Человек чувствует ваше недоверие и тоже не доверяет вам. Не ответите же вы искренностью тому, кто лжет? Понимание начинается тогда, когда мы снимаем с себя все маски и обнажаем душу. В полной мере это касается и детско-родительских отношений — взрослый должен показать себя ребенку таким, какой он есть: со всеми своими страхами и сомнениями, неуверенностями и зависимостями. Дети, которые приобрели такой опыт в семье, не боятся быть открытыми и свободными в общении и со сверстниками, и с учителями.
«Щепки на воде».
Эта игра учит доверию и поддержке. Группа делится пополам, участники встают друг напротив друга в две линии. Расстояние между рядами — чуть больше вытянутой руки. Попросите детей представить, что они — течение реки. Скажите, что сейчас по реке поплывут щепки. После этого один из малышей («щепка») отправляется в путь; при этом он сам решает, как будет двигаться. Он может закрыть глаза и медленно плыть по течению. А может кружиться и нырять то вверх, то вниз. Или двигаться хаотично, прибиваясь то к одному берегу, то к другому Вода должна помочь каждой щепке благополучно до плыть до конца, аккуратно и нежно направляя ее. Когда одна щепка достигнет середины реки, в путь отправляется вторая и так далее. Доплыв до конца, «щепки» становятся рекой.
Сам по себе или — вместе.
До подросткового возраста наиболее значимой группой для малыша является семья. Однако по мере взросления все важнее становится принадлежность к другим группам: классу, спортивной команде, дворовой компании. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Да и «плохое» поведение на уроке нередко возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным (с помощью неадекватного поведения он пытается привлечь к себе внимание). Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их «личной истории». Они хотят показать, что гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что могут, какими видят окружающих, чему стремятся научиться. Но зачастую не умеют этого делать, и со стороны может показаться, что они хвастаются, задаются и строят из себя бог весть что. Если вы заметили такую особенность у своего ребенка или у кого-то из его товарищей, помогите им научиться открыто, спокойно, без хвастовства и, тем более, агрессии говорить о своих достоинствах и демонстрировать их окружающим.
«Островок в океане».
Эта игра поможет научиться находить общее решение, поддерживать друг друга. На полу нарисуйте или выложите шнуром круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Задачу можно изменить, составив круг из стульев сиденьями внутрь, чтобы участники игры могли садиться друг другу на колени. Ребята должны придумать и разместиться в ограниченном пространстве так, чтобы пробыть в этом положении хотя бы 20—30 секунд.
Одна из важнейших составляющих сотрудничества — умение сочувствовать другому человеку. Достичь этого можно, пробудив в ребенке интерес к мыслям и чувствам других людей.