Печать
Интересная головоломка - Найди способ выйти из комнаты
Все шаблоны Leotheme

image002Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

image004

Механизм нарушения речи у детей с патологией зрения

image005

Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

  1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).
  2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
  4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
  5. Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят  к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано  с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.
  6. Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.
  7. Работа с детьми по развитию  зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.
  8. На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.
  9. Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки  расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.
  10. Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают». Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
  11. Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обуславливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. 
  12. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации нарушения зрения.

 

 

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

· выбор адекватного фона;

· выбор оптимального цвета;

· постоянное использование указки для уточнения;

· ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

· педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

· объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

· непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Специальные задачи при организации логопедической работы с детьми с нарушениями зрения:

· обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

· развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

· развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

· стимуляция зрительно-познавательной активности;

· включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

· развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в структуре преодоления речевых нарушений у слабовидящих дошкольников позволяет корригировать нарушенные зрительные функции, развивать процесс восприятия и преодолевать вторичные отклонения в психофизическом  развитии.

Библиографический список:

  1. Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003 - с. 338-344
  2. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1980.
  3. http://studopedia.ru/3_41915_osobennosti-razvitiya-rechi-pri-slepote.html
  4. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2011/04/09/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-s-narusheniyami-zreniya