Печать
Интересная головоломка - Найди способ выйти из комнаты
Все шаблоны Leotheme

Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы.

         Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение  «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.

         Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной  школе.

Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть  следующей информацией:

1.      знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;

2.     знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;

3. знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.

         Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР  в образовательный процесс  с учетом  его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.

         Факторы, влияющие на качество образовательной интеграции.

В первую очередь учитель интегрированного класса должен видеть в особом ученике личность, не  допускать и не создавать ситуаций на уроке, в которых ребёнок с ОПФР был бы неуспешным.

          Обеспечение учебного процесса  зависит от ряда факторов:

·       подготовленности учителя к работе в новых социальных   условиях образовательной интеграции;

·       умения учителя работать в двух образовательных системах –  общей и специальной (знание образовательных стандартов, программ, методик);

·       знания учителем психофизических особенностей интегрируемых детей;

·       знания нормативно-правовой базы образовательной интеграции;

·       желание учителя сотрудничать  с учителем-дефектологом, коллегами по работе, родителями особых учеников.

Обеспечение личностно ориентированного, социально значимого и качественного образования по предмету зависит от умения учителя  решать в ходе урока в классе интегрированного обучения и воспитания  следующие задачи:

ü    соотносить (адаптировать) содержание учебного материала с потенциальными возможностями ребенка;

ü    развивать по предмету те умения и навыки, которые особо значимы для социализации и самореализации ученика с ОПФР;

ü    развивать самостоятельность и самосознание в процессе включения особого ученика в урочную деятельность;

ü    обеспечивать специальные условия для совместной деятельности детей на правах партнерства и реализации принципа равных прав и возможностей.

         Таким образом,  для успешного преподавания учителю необходимо:

q           Подготовить себя психологически и методически к работе в новых социальных  условиях интегрированного  класса.

q           Вступить в партнёрские отношения с учителем-дефектологом, социальным педагогам, педагогом-психологом с целью получения информации по организации интегрированного обучения детей с ОПФР.

q           Создать образовательную среду в кабинетах под категорию интегрируемых детей, которая будет способствовать активному включению учеников с ОПФР в учебный процесс и повышения качества образования особых учеников и всех детей интегрированного класса.

q           Освоить механизмы адаптации учебного материала под категорию интегрируемых детей с помощью учителя-дефектолога.

         Очень важно, чтобы каждый учитель общеобразовательного учреждения определил для себя правильную тактику поведения в образовательной интеграции, соотнёс познавательные возможности детей с ОПФР с особенностями их познавательной деятельности и на основе этого определил подходы включения особого ученика в процесс обучения.