И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Особенности организации и варианты календарно-тематического планирования учителя-предметника в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Интегрированному обучению в Добрушском районе отводится значительное место в системе специального обучения. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития учреждений общего среднего образования. В районе работает ПДС учителей-дефектологов и учителей-предметников интегрированного обучения, осуществляющих образование и психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, с целью совершенствования работы всех участников образовательной интеграции в школе. Данная форма работы позволила несколько активизировать методическую работу в учреждениях образования, создать внутришкольные методические объединения для всех педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, включить вопросы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в школьные методические объединения, педагогические советы, совещания, семинары-практикумы, работу с родителями и др.

Учителя-предметники, работающие на второй ступени, начинают осваивать методы и приемы специального обучения детей с ОПФР в структуре класса. Однако, наибольшую трудность при планировании учителя испытывают по программе 1 отделения вспомогательной школы, так как программы и учебники имеют значительные отличия от учебников общеобразовательной школы. Если рассматривать программы в том размере, как они представлены, то темы естественно не совпадают. Это одна из трудностей учителей-предметников. Встает вопрос: «Каким образом спланировать работу, соединив две программы? Как построить урок с учетом двух стандартов?»

Предлагаем несколько вариантов календарно-тематического планирования предметов.

I вариант.

Учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию по предмету общеобразовательной школы фиксирует темы программы вспомогательной школы. Темы планируются в том порядке, как представлены в программе, но в сокращении, учитывается разница в часах общей и специальной школы.

урока

Количество

часов

Дата

Тема урока программы общеобразовательной школы

Примечание

         

Примечание.

В данном варианте обучение строится по типу совмещения двух программ в одном уроке. В условиях образовательной интеграции дети общего класса изучают один материал, а ребенок с ОПФР изучает другой материал.

Учитель-предметник ведет дополнительно тетрадь учета несовпадающих тем. Отметка выставляет в общий журнал.

II вариант.

Учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы по следующей схеме:

Приложение к календарно-тематическому планированию

По -------------------7 класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания

учителя на 20../.. учебный год

урока

Количество

часов

Дата

Тема урока программы общеобразовательной школы

Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы

         

Примечание.

Учитель-предметник знакомится с программой обучения ребенка, изучает специальные учебники вспомогательной школы, консультируется с учителем-дефектологом по вопросам обучения ребенка в структуре общего класса.

Учитель-предметник совместно с учителем-дефектологом определяет варианты включения ребенка в структуру урока по теме общеобразовательной школы, т.е. определяет содержание коррекционной работы в соответствии с учебными возможностями ученика. В данном варианте программный материал общей школы адаптируется под ученика, включенного в образовательную интеграцию. Учитель-предметник интегрированного класса имеет возможность трансформировать содержание программы вспомогательной школы, т.е. темы можно перебрасывать в разрезе классов, переставлять, подбирать темы близкие к теме общеобразовательной школы.

В разделе «Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы» включены направления коррекционной работы в соответствии с темой урока общеобразовательной школы:

· упрощенные вопросы;

· сокращение изучаемого материала;

· пересказ содержания по плану, с помощью опорных слов, схем;

· ’использование учебников вспомогательной школы;

· включение в коллективную и групповую деятельность.

В данном варианте ученик вспомогательной школы включен в общую структуру урока на основе его потенциальных возможностей с учетом требований программы вспомогательной школы. Дополнительный журнал (тетрадь) учета тем учитель-предметник не ведет.

III вариант.

Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.

Календарно-тематическое планирование по предмету............................

(интегрированный курс обучения)

Учителя......... ГУО «______________» Ф.И.О. ____________________

На .......... учебный год.

урока

Количество

часов

Дата

Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы

Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы

         

Примечание.

В данном варианте учитель-предметник разрабатывает вариант календарно-тематического планирования на основе двух программ. Изучает программное содержание вспомогательной школы, в варианте не совпадения часов, сокращает материал, определяет более близкие темы вспомогательной школы к основной теме общеобразовательной школы. Включает в календарно-тематическое планирование две темы.

Урок строится по двум программам. Используются два учебника. Темы вспомогательной школы фиксируются в специальном журнале (тетради). Отметки выставляются в общий журнал.

4-ый вариант.

Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.

урокаДата

Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы

Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы

Количество

часов

Направления коррекционной работы

 

1

География как наука. Значение географии. Оболочка Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Времена года.

1

Выяснение запаса первоначальных представлений и знаний, сформированных у учащихся в начальной школе.

Активизация словарного запаса путем введения в речь новых понятий (знакомство со значение слова «география»). Определение значения отдельных слов по толковому словарю (по заданию учителя) с последующим внесением информационного материала в специальный «Географический словарь».

Примечание.

Учитель-предметник вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса географии. Учителем-предметником программное содержание вспомогательной школы адаптирует под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы, определяются коррекционные направления работы на уроках географии.

На уроках географии в общем классе вводятся особые формы коррекционной работы:

· активизация словарного запаса путем введения в речь новых географических понятий;

· формирование умения отвечать на поставленные вопросы по содержанию с помощью опорных слов выделенных в тексте;

· формирование практической деятельности путем включения в коллективные формы работы;

· развитие наблюдательности, умения работать по образцу одноклассников;

· развитие умения удерживать программу выполнения задания с помощью специальных информационных памяток;

· формирование умения вычерчивать простейшие схемы и таблицы, схематические зарисовки изучаемых объектов по образцу, речевой инструкции учителя, с помощью одноклассников;

· формировать умение работать с географическими картами;

· формировать умение заполнять контурной картой путем перенося данных с географической;

· совершенствовать умение под руководством учителя находить в тексте ответы на поставленный вопрос, производить запись краткого ответа, зачитывать ответ на поставленный вопрос перед одноклассниками;

· формировать умение готовить краткое информационное сообщение.

Все эти и другие направления работы на уроках в общем классе находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Направления коррекционной работы».

Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога. В результате совместной деятельности учителя-предметника и учителя-дефектолога выполняется учебная программа по предмету вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции.

Многих вопросов в планировании и образовании учащихся предметам география, биология, история учащихся на 2 ступени обучения по программе 1 отделения вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции можно было бы избежать при единой последовательности прохождения программного материала с программами общеобразовательной школы.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp    
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.