Печать
Интересная головоломка - Найди способ выйти из комнаты
Все шаблоны Leotheme

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка поможет избежать многих поведенческих проблем. Растерянность, тревога уменьшатся,если ребенок четко усвоит свое основное место занятий и что он должен делать во всехдругих местах школы, где он бывает. На первых этапах рекомендуется  вводить предметное и цветовое обозначение каждого урока, а также места для личных вещей ребенка.

Усвоение  четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, а также ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении.

 Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма, а затем вернуться к общим занятиям. В условиях данной группы детей эту часть работы выполнял сопровождающий класс психолог.

Для адекватной оценки возможностей ребенка необходимо четко различать его достижения в спонтанных проявлениях, стереотипных интересах и результатах, полученных при попытке произвольной организации такого ребенка, в его действиях по просьбе учителя, а также обращать внимание на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.

В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой приходилось выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой непосредственно использовалась поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы мы старались привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае мы дополнительно использовали «сенсорные буквы», фонетическую ритмику.

Учитывая трудности произвольной организации, нестойкость объединения внимания на общем со взрослым объекте, неспособность к гибкому диалогу (речевому и действенному), жесткость, ригидность всей линии поведения, мы подбирали необходимое сочетание прямых, произвольных и опосредованных способов организации именно данной группе детей.

Работа по расписанию

Создание особого режима дня для ребенка с синдромом детского аутизма является необходимым условием его развития. Различные явления окружающего мира и события, происходящие с аутичным ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во времени. В результате – понимание последовательности событий оказывается несформированным. Он не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.

Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность аутичным детям.

Именно для этой цели служит создание режима дня ребенка, который должен иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании аутичного ребёнка становится упорядоченной, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов.

Но жизнь часто «диктует» свои законы, и в выходной день надо ехать к бабушке, а не в школу. Поэтому необходимо учитывать, что ребенку часто бывает недостаточно слов, нужна наглядность. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для таких детей недостаточны.

Ввиду того, что у аутичного ребенка плохо сформировано понимание речи, а точнее, он с трудом соотносит слова и объекты, ребенок не понимает (в самом прямом смысле), что и почему должно происходить. Надо «проговорить» и просмотреть все изменения в жизни с использованием фото или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже.

Режим дня составляется для того, чтобы у аутичного ребёнка вырабатывался стереотип изменения событий в течение дня на «наглядном» материале (ребенок будет чувствовать себя в безопасности и не будет подвержен тревожным (состояниям). Расписание на целый день представляет для детей с аутизмом слишком большую трудность. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь им увидеть предсказуемость двух последовательных событий, научиться видеть порядок во всем, например, сначала работаем, затем играем (в основе обучения лежит понимание, что в жизни есть определенный ритм.

С этого нужно начинать. Иногда одно событие предшествует другому, например работа. Только после выполнения работы, можно делать то, что хочется, – играть). Только после того, как освоена последовательность двух действий, можно переходить к распорядку одной половины дня, а затем и на весь день. Им нужно именно «увидеть», что все в их жизни происходит не случайно.

Связь между событиями ребёнок понимает не сразу, он не понимает, почему повторяются те или иные действия, и его поведение в быту часто является пассивным подчинением требованиям и предложениям взрослого. Не менее важен выбор символов для достижения наибольшей самостоятельности учеников. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).

Различные виды:

1. Коробочное расписание

2. Фотографии

3. Символы и надписи

4. Обычное школьное расписание.

Организация утреннего круга

Одним из важных введений является проведение ежедневного «общего круга».

Данная форма была разработана Марией Монтессори [Хилтунен, 2008)] и представляет собой 15-минутное мини-занятие. Цели такого занятия ежегодно изменяются в соответствии с возможностями и потребностями класса. Это может быть: вовлечение в коммуникативную среду, научение фиксировать основные события своей и чужой жизни, настраивание на учебный день (гимнастика), а также проработка темы, выбранной на неделю.

беременность 30 недель
Погода на Гоа в январе
Joomla шаблоны разработчика ZooTemplate